Как самостоятельно повысить свою самооценку
Чтобы быть успешным в любой сфере, необходимо обладать уверенностью в себе. Человеку, который испытает сомнение в собственных возможностях, тяжело не только достигать поставленных целей, но и просто чувствовать себя счастливым. Вместо того, чтобы радоваться жизни, неуверенная в себе личность ощущает колебания и зацикливается на своих недостатках. В таких случаях помогут советы психологов, позволяющие повысить самооценку и полюбить себя.

Важность самоуважения
Чтобы жить полноценной жизнью, человеку необходимо осознавать ценность своей индивидуальности, знать о собственных достоинствах и принимать недостатки. Здоровая самооценка очень важна для реализации в отношениях, карьере, творческой деятельности и духовности. Это качество обладает тремя основными функциями:
1. Защита — человек с высокой самооценкой чувствует себя комфортно при общении с другими людьми, он независим от мнения окружающих.
2. Регуляция — здоровое самовосприятие позволяет делать собственный выбор.
3. Развитие — уважение и любовь к себе дают стимул для самосовершенствования.
В идеале самооценка строится только на основании личных ощущений человека. Однако чаще всего на ее формирование влияют другие побочные факторы, например, мнение коллег, родителей, родственников и друзей.
Человек с низкой самооценкой испытывает постоянные сомнения и отказывается от некоторой деятельности из-за колебаний. Завышенное самовосприятие встречается гораздо реже, чем заниженное, оно чревато утратой осторожности и совершением ошибок разного рода.
Чтобы обрести уверенность в себе, человеку необходимо полюбить себя со всеми своими минусами и изъянами. Недостатки есть у каждого, но личность со здоровой самооценкой отличается от других тем, что всегда видит свои достоинства и может грамотно раскрыть потенциал.
Если человек не принимает и не уважает себя, у него возникают проблемы в общении с окружающими, поскольку другие подсознательно чувствуют его неуверенность. Специалисты отмечают, что большинство людей тянется к самодостаточным личностям. Именно это качество многие желают видеть в своих друзьях, супругах и партнерах по бизнесу.
Признаки низкой самооценки
Выявить отсутствие грамотного самовосприятия довольно просто. У большинства людей с этой проблемой присутствуют следующие черты характера:
· постоянная неудовлетворенность результатами своей работы, чрезмерная критика себя (даже в совершенно незначительных случаях);
· чувствительность к мнению окружающих;
· страх совершить ошибку, чувство тревоги;
· зависть к успехам других людей;
· чрезмерная ревность;
· пессимистический настрой и негативное восприятие мира;
· постоянный поиск оправданий своим поступкам.
У всех в жизни бывают временные трудности и неудачи, но человек с низким самовосприятием расценивает эти проблемы как показатели его дефектности, делает неправильные выводы, что приводит к негативным последствиям.
Если личность себя не уважает, окружающие люди тоже перестают это делать. Подобная цепочка ведет к отчуждению, возникновению депрессии и психологическим расстройствам.
Главные причины проблемы
Перечислять все факторы, которые влияют на самовосприятие, можно очень долго. Наибольшее значение имеют четыре причины негативного отношения к себе:
1. Воспитание. Наверняка большинству знакома фраза: «Все проблемы растут из детства». Это абсолютно верно. Ребенок видит, как к нему относятся родители и родственники, и на основе этого формирует собственную оценку. Если мама и папа часто ругают свое чадо, говорят о том, что его успехи не дотягивают до результатов сверстников, тогда у него не возникнет веры в свои способности. Именно семья формирует личность и закладывает будущий характер. Неуверенность, пассивность, отсутствие инициативы — все это возникает вследствие установок родителей.
2. Детские неудачи. Не бывает людей, которые успешны во всем и всегда, но имеет значение только то, как человек реагирует на неудачи. Детские психологические травмы часто приводят к заниженной самооценке. Например, ребенок считает, что именно он виноват в разводе родителей, со временем постоянное чувство вины перерастает в неуверенность. Распространенная ситуация, когда малыш не умеет принимать поражения и делать выводы. К примеру, он учится в музыкальной школе, но вокруг много более способных детей, которые занимают первые места на конкурсах, получают похвалу учителей. Чаще всего ребенок остро реагирует на неудачи. Взрослый человек может проанализировать ситуацию и решить, имеет ли то или иное дело высокую ценность для него. Если цель действительно важна, он пересмотрит методы ее достижения, например, станет заниматься больше. Но ребенок может попросту решить, что он бездарен и ни на что не годится. Эта неуверенность перейдет и во взрослую жизнь.
3. Нездоровый круг общения. Высокая самооценка и амбициозность присутствует у тех, кто окружен людьми, стремящимися к самореализации и успеху. Если родственники, друзья или коллеги — пассивные и безынициативные личности, плывущие по течению, их настрой обязательно передастся. Не зря известные специалисты говорят, что лучший способ увидеть свое будущее через 5 лет — посмотреть на своих знакомых, которые старше на 5 лет.
4. Особенности здоровья и внешности. Очень часто низкая самооценка встречается у детей и подростков, выглядящих нестандартно или имеющих врожденные заболевания. Даже если родители восхищаются своим чадом, оно не застраховано от нападок сверстников, а дети очень жестоки. Чтобы стать объектом травли, не нужно выглядеть крайне нестандартно, смеяться могут даже над такими особенностями, которые вовсе не являются чем-то непривлекательным. Например, многие знаменитые модели, на которых мечтают быть похожими тысячи женщин во всем мире, рассказывали, что подвергались насмешкам из-за своего высокого роста и худобы. Чтобы поднять самооценку и избавиться от комплексов, им понадобилось много времени.
Методы для улучшения самовосприятия
Если человек задумался, как увеличить самооценку, тогда он уже сделал первый шаг на пути к приобретению уверенности в себе. Решить проблему помогут простые, но очень действенные рекомендации:
1. В первую очередь следует пересмотреть свое окружение. Пессимистичные и завистливые люди — не лучшая компания. Полезнее общаться с уверенными, активными, успешными, сильными личностями. Со временем человек перенимает качества у людей из своего окружения, это относится и к здоровому самовосприятию.
2. Невозможно научиться самоуважению, регулярно себя коря и порицая. Следует избегать негативной оценки своих действий, карьеры, внешности и т. д. Стоит сосредоточиться на позитивных суждениях.
3. Не нужно сравнивать себя с другими. Любой человек уникален и второго такого не существует. Всегда будут те, кто достиг больших результатов в той или иной области жизни. Разумнее сравнивать себя настоящего с собой прошлым и отслеживать собственные успехи.
4. Очень эффективно произнесение аффирмаций. Стоит сформулировать самые жизнеутверждающие фразы в настоящем времени, например: «Я успешная и красивая женщина», «У меня получается все, за что я берусь». Эти утверждения лучше повторять два раза в день — утром и перед сном.
5. Чтобы уважать себя, следует поменять тактику действий и начать совершать непривычные поступки. Доказано, что люди, которые занимаются экстремальными видами спорта, даже не думают о том, как завысить самооценку. Они уверены в себе, поскольку постоянно переступают через свои страхи и делают то, что другие не могут. Это не призыв идти и прыгать с парашютом, достаточно просто встретиться со своими проблемами лицом к лицу и начать их решать, а не искать оправдания. Всякий раз, когда человек добивается результата и побеждает самого себя, он становится увереннее в своих силах.
6. Занятия спортом — один из самых доступных способов изменить свое самовосприятие и улучшить самооценку. Регулярные упражнения положительно отражаются как на внешности человека, так и на его психологическом состоянии. Кроме того, во время выполнения упражнений выделяется дофамин — гормон радости.
7. Многие психологи советуют неуверенным в себе личностям вести дневник достижений. Можно завести красивую записную книжку и каждый вечер записывать в нее 3—5 успехов минувшего дня. Это необязательно должны быть глобальные достижения, ведь все складывается из мелочей. Подойдут следующие успехи: «приготовила вкусное ризотто», «выучила 10 английских слов», «прочитала 10 страниц из книги по менеджменту».
Необходимость действия
Вряд ли повышение самооценки необходимо человеку для того, чтобы просто молча себя любить. Скорее всего, он считает, что низкое самовосприятие — это преграда, из-за этого качества не удается достичь успеха в карьере, нравиться людям противоположного пола, проявлять себя в творчестве и т. д.
Но если человек не обладает высокой самооценкой, это не означает, что он не сможет получить желаемое. Конечно же, эта черта характера облегчит достижение успеха, но ее отсутствие не является помехой. Чтобы понять, о чем идет речь, стоит самостоятельно выполнить одно очень популярное в психологии упражнение.
Нужно сесть и закрыть глаза, а затем подумать про себя: «Я не могу встать», «У меня не получается встать», «Я не смогу встать». Думая об этом, необходимо резко подняться на ноги. Мысли не помешали совершить это действие.
Таким образом, даже если молодой человек считает себя никому не интересным, он может заставить себя подойти к девушке и познакомиться с ней. Специалист способен думать, что его работа не оплачивается высоко, но попросить у руководства повышение. Человек может все, поэтому для того, чтобы получить желаемое, ему необязательно чувствовать себя особенным образом.
Человек с высокой самооценкой ощущает себя естественно в моменты активности, однако смысл в том, что именно действия формируют самооценку. Достаточно перебороть себя 3—5 раз и человек станет увереннее и гармоничнее.
Не нужно ждать, пока самовосприятие изменится, необходимо действовать так, будто оно уже улучшилось.
Избавление от нереалистичных ожиданий
Когда люди начинают над собой работать и поднимать свой уровень самовосприятия, они нередко видят опасность идеалистичных суждений. Человек может думать: «Я должен быть лучшим во всем», «Я должен нравиться всем девушкам», «Я не должен ошибаться».
Стремление быть лучше — это прекрасно, однако ничто не идеально. Даже самые красивые цветы не могут вызывать восхищение у всех, поскольку есть те, кто вообще не любит их. Не бывает совершенных людей, от ошибок никто не застрахован. Многие сравнивают себя с абстрактным идеалом, видят несоответствие, от этого страдает их самооценка. Однако существует способ побороть негативные установки.
Лучше всего заменять нездоровые установки на реалистичные. Если работник совершил ошибку и начинает корить себя, можно сказать: «Кто не учится, тот не ошибается». Вместо того чтобы считать себя непривлекательным, молодой человек, получивший отказ от девушки, может подумать: «Я умен и красив, однако невозможно нравиться всем женщинам на свете». Реалистичные установки нужно проговаривать всякий раз, когда проявляются идеализированные суждения. Этот способ позволяет быстро и бесплатно поднять самооценку.
Для гармоничной жизни человеку необходимо иметь здоровое самовосприятие. Если есть проблемы с самооценкой, ее следует повышать. Чтобы работать над собой, нет необходимости идти к психологу, можно заниматься этим самостоятельно. Важно делать это регулярно. Лучший способ обрести уважение и любовь к себе — начать действовать и добиваться поставленных целей.
Внимание: Первоклассник!
Трудности адаптационного периода и способы их преодоления.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
В 6–7 лет формируются мозговые механизмы, позволяющие ребенку быть успешным в обучении. Медики считают, что в это время ребенку очень трудно с самим собой. И тысячу раз были правы наши прабабушки, которые отправляли своих отпрысков в гимназии только в 9 лет, когда нервная система уже сформировалась. Однако серьезных срывов и болезней можно избежать и сегодня, если соблюдать самые простые правила.
Правило 1.
Не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6–7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.
Правило 2.
Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10–15минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10–15минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.
Правило 3.
Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день — так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.
Правило 4.
Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то — нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенокпотеряет веру в себя.
Несколько коротких правил
— Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.
— Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.
— Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.
— Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.
— Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.
— Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.
— Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку.
— Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.
— Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.
— Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.
— Признавайте права ребенка на ошибки.
— Думайте о детском банке счастливых воспоминаний.
— Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.
— И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.
Как снять дневное напряжение и утомление Вашего ребенка:
лучшее время для занятий с ребенком - с 15 до 17 часов, с перерывами
каждые 25-30 мин;
предложите ребенку свою помощь, если его портфель до сих пор не собран к следующему учебному дню;
поддерживайте ребенка, не напоминая ему о его дневных неудачах;
организуйте вечернюю прогулку перед сном в течение 20-30 мин;
после прогулки лучше всего принять теплый душ;
перед сном предложите ребенку стакан молока или теплый чай с ложкой меда;
сон ребенка позволяет восстановить его силы;
продолжительность сна должна быть не менее 8-10 часов;
если ребенок боится темноты, оставляйте ему включенный ночник,открытую дверь или ночник в коридоре;
на ночь поцелуйте ребенка и пожелайте ему спокойного сна.
Чтобы поддержать ребенка, необходимо:
- подчеркивать его сильные стороны;
- показывать, что вы удовлетворены его успехами и даже в случае неуспеха вы все равно любите его;
- демонстрировать ребенку свою любовь (обнимать, целовать,поглаживать, прижимать к себе);
- внести юмор в общение с ребенком;
- замечать все попытки ребенка справиться с заданием и го ворить о них;
- позволять ребенку самостоятельно решать проблемы там, где это возможно;
- избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:
Первое условие школьного успеха ребенка — безусловное егопринятие, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в ктором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню.Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.Умейте слушать своего ребенка.Культивируйте доверительные разговоры с ним.Не бойтесь высказывать ему свои опасения, но в довери тельной и тактичной форме.Учите его жить по правилам и законам, влияя собствен ным примером.Если ребенок совершает глупость, ищите причину в себе и в нем,а не в других людях.Ни один промах, сделанный вашим ребенком, не замалчи вайте,старайтесь анализировать и совместно делать выводы.Умейте прощать и просить прощения у своего ребенка!
Помните, что рядом с Вами всегда есть люди,
готовые Вам помочь!
РЕКОМЕНДАЦИИ ВЫПУСКНИКАМ
ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ
ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНУ:
Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.
Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала. · Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий. · Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на заданиях в части А в среднем уходит по 2 минуты на задание). Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа. Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.
Накануне экзамена
Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, "боевого" настроя. Ведь экзамен - это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности. В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая. При себе нужно иметь пропуск, паспорт и несколько (про запас) гелевых ручек с черными чернилами.
Несколько универсальных рецептов для более успешной тактики выполнения тестирования.
Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до "своих" заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания "по первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать очки. ·Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном - двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее). · Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям ("первый круг"). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить ("второй круг").
Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки. Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность. Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально.